This movie requires Flash Player 9
Анонсы событий
  • I Всероссийский музыкальный конкурс

    I Всероссийский музыкальный конкурс

    Министерство культуры Российской Федерации проводит в нынешнем году I Всероссийский музыкальный конкурс, который назван наследником Всесоюзного

Колонка Милы Ниловой
  • “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    Минувший сезон обогатил репертуар Мариинского театра произведением  одного из самых оперных композиторов ХХ века.   «Сон в летнюю ночь» Бенджамина  Бриттена венчает сказочно-фантастическую ветвь музыкального театра: в опере с очаровательными хорами эльфов, прекрасной Титанией и  неземным Обероном полновластно царит волшебство.  При этом Бриттен находит особый путь в сказочный мир: через линеарность и точный  расчёт, рождающий завораживающую […]

Колонка Антонины Ростовской
Опера и балет
Симфоническая музыка
Камерная музыка
Инструментальная музыка
  • Владимир Мищук – роман с Шопеном

    Владимир Мищук – роман с Шопеном

    В концертном сезоне 2009-2010 года петербургский пианист Владимир Мищук значительную часть своих концертов, – как сольных, так и с оркестрами

Вокальное искусство
  • «Вырастить голос, как цветок»

    «Вырастить голос, как цветок»

    Профессиональный уровень молодых вокалистов растет, сегодняшние выпускники консерваторий с легкостью справляются с задачами

Пресс-релизы

  • Фестиваль «Зимний путь»

    Фестиваль «Зимний путь»

    В понедельник в Санкт-Петербурге открывается фестиваль камерной музыки «Зимний путь». Фестиваль совсем новенький, пронумерован первым

Реклама

Звёзды в опере


Print

Премьеры опер в Петербурге случаются регулярно – грандиозные постановки классических шедевров, шумные новинки на больших сценах… В конце апреля состоялась особая, не похожая на то, к чему привыкли самые преданные ценители жанра, – премьера оперы для восемнадцати музыкантов и Планетария. 25 и 26 апреля «eNsemble» фонда «ПРО АРТЕ» под управлением Фёдора Леднёва представил оперу «Синяя борода. Материалы дела». Музыка Владимира Раннева, режиссура Павла Семченко и фантазии видеохудожников Марии Годованной и Олега Михайлова слились воедино под сферическим куполом Звёздного зала.

Постановка Павла Семченко, известного по творческой группе «АХЕ», доказала, что вариант semistage, в котором солисты исполняют партии по нотам, может не уступать «полной» сценической версии. Вынужденное ограничение стало источником оригинальной концепции. Певцы получили возможность целиком сосредоточиться на музыкальном образе, а необходимое движение привносил фактотум – выразительный в своём безмолвии Максим Диденко, который, реальным выполнением действий героев, переводил их в символический план. Опера соединилась с пантомимой, а драматургия получила дополнительное напряжение: к самой таинственной героине – Слепой, чей роковой образ преследует Генриха Блаубарта, возникая после каждой новой жертвы, прибавился ещё более таинственный немой, неотступный как тень. Что касается сценического пространства, то оно  не только разделилось на несколько уровней, благодаря активному использованию кафедры, но и вовсе лишилось границ, размыкаясь в видеопроекции.

В опере нет «оперного вокала» – она слишком хрупка для него. В то же время сольные партии очень сложны. Не только своей интонацией, ритмом, но и постоянным модулированием от пения к Sprechstimme (приём, введённый Шёнбергом, при котором соблюдается звуковысотность и ритм, но звук не пропевается, а как бы говорится), мелодекламации и драматической речи. Вероятно поэтому все партии были поручены музыкантам с дирижёрским образованием, ловко справляющимся с подобными трудностями. Роль Генриха исполнил Николай Романов, Слепой – Александра Макарова, Юлии – Елена Максимова. Прекрасной примой труппы выступила Ирина Андрякова. Анна, Юдит, Таня, Ева, Христиана: пять сцен – пять образов воплотила на сцене одна актриса.

Словесный текст пьесы Д. Лоэр имеет особое значение в этом спектакле – он проникает во все измерения театрального пространства, переходя от солистов к оркестрантам, либо повисая над сценой при помощи видеопроекций. Он вуалируется за обрывками слов, а порой исчезает, оставляя только дыхание, которое в этой опере едва ли не красноречивей раскрывает смыслы. Распадаясь на отдельные фразы, слоги и звуки, вербальный текст становится неотъемлемой составляющей музыкального материала и развивается по его законам: дробится и объединяется, образует полифонию, повторяется бесчисленное количество раз, превращается в фон. А поскольку инструменты в опере, производящие самые неожиданные звуки, трактуются не более традиционно, чем человеческий голос и язык, все эти приёмы соединяются в странную, но гармоничную палитру.

Партитура Раннева изобилует техническими выдумками способов звукоизвлечения. Среди наиболее эффектных сцен – «Монолог на лестнице», в котором слышатся шаги поднимающегося по лестнице человека, его учащающийся пульс и тяжёлое дыхание; или сцена у железной дороги, где при помощи двух карандашей и фортепианной клавиатуры воспроизводится стук поезда. Но музыку Раннева нельзя назвать звукоизобразительной, как вообще сложно найти ей конкретное определение – настолько всё тонко, изощрённо и неуловимо. Композитору удаётся вдохнуть жизнь в звуки, противоречащие природе голосов и инструментов. Самые безжалостные для инструментов приёмы звукоизвлечения воспринимаются удивительно естественно, даже поэтично. Апогей этой парадоксальной поэтичности – интермеццо ко второму акту. Два самых далёких, казалось бы, инструмента – контрабас и флейта оказываются необыкновенно близкими благодаря неуловимой игре флажолетов и своеобразной акустике зала, придающей тембрам ещё большую таинственность. И в этом причудливом звучании – беспредельная нежность, которая таит в себе надлом.

Надлом, ощущающийся в музыке, её болезненная истончённость, рождают особую, рафинированную красоту. «Синяя борода» Раннева – опера о внутреннем надломе человека, страстно желающего счастья и осознающего его недостижимость. Страхи и слабости Блаубарта скорее вызывают сочувствие, а его драма заканчивается очищением, искуплением последней фразой, произнесённой в истаивающем шорохе оркестра, при постепенном погружении в полную темноту: «Хоть бы раз увидеть небо!». Трагический исход оборачивается просветлением – несколько минут в полной тишине под сводом Планетария сияют звёзды.

И как продолжение спектакля – звёзды настоящего весеннего неба ожидали зрителей за пределами холодного Планетария. Такие впечатления дорогого стоят…

Категории : Колонка Милы Ниловой Ключевые слова:
Комментарий:
Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Труппа петербургского Малого драматического театра – Театра Европы в течение двух вечеров будет исполнять одну из самых знаменитых своих постановок – «Братья и сестры».

Показ сегодня и завтра приурочен к 30-летнему юбилею спектакля, а также к 95-летию писателя Федора Абрамова, по роману которого он поставлен.

Мы играли этот спектакль во многих странах Европы, Азии, Америки, и нас всегда по-особому трогала душевная отзывчивость зрителей. Они воспринимали историю жизни русской глубинки, как общечеловеческую драму, в которой отразились и их личные проблемы и переживания», – сказал художественный руководитель театра, народный артист России Лев Додин.

Спектакль был отмечен Государственной премией СССР и рядом зарубежных премий. Основатель и руководитель миланского «Пикколо-театра» Джорджо Стрелер назвал спектакль «Братья и сестры» одним из величайших спектаклей ХХ века, а английский режиссер Питер Брук признал актерский ансамбль «Братьев и сестер» лучшим в мире.

На этой работе Лев Додин отработал свою методику глубокого погружения в мир героев спектакля, отправившись вместе с труппой на родину Федора Абрамова – в деревню Веркола Архангельской области, где артисты познакомились с прототипами героев романа, освоили своеобразие их говора, приобщились к местному фольклору

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

9 октября 2010 года в Петербурге стартует новый международный музыкальный фестиваль «Планета Контрабас». В этом городе, где ежегодно проводится

Романтика семьи Шуман

Романтика семьи Шуман

6 августа 988 года Киевская Русь стала христианской.

RSS Feed: All Comments