This movie requires Flash Player 9
Анонсы событий
  • I Всероссийский музыкальный конкурс

    I Всероссийский музыкальный конкурс

    Министерство культуры Российской Федерации проводит в нынешнем году I Всероссийский музыкальный конкурс, который назван наследником Всесоюзного

Колонка Милы Ниловой
  • “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    Минувший сезон обогатил репертуар Мариинского театра произведением  одного из самых оперных композиторов ХХ века.   «Сон в летнюю ночь» Бенджамина  Бриттена венчает сказочно-фантастическую ветвь музыкального театра: в опере с очаровательными хорами эльфов, прекрасной Титанией и  неземным Обероном полновластно царит волшебство.  При этом Бриттен находит особый путь в сказочный мир: через линеарность и точный  расчёт, рождающий завораживающую […]

Колонка Антонины Ростовской
Опера и балет
Симфоническая музыка
Камерная музыка
Инструментальная музыка
  • Владимир Мищук – роман с Шопеном

    Владимир Мищук – роман с Шопеном

    В концертном сезоне 2009-2010 года петербургский пианист Владимир Мищук значительную часть своих концертов, – как сольных, так и с оркестрами

Вокальное искусство
  • «Вырастить голос, как цветок»

    «Вырастить голос, как цветок»

    Профессиональный уровень молодых вокалистов растет, сегодняшние выпускники консерваторий с легкостью справляются с задачами

Пресс-релизы

  • Фестиваль «Зимний путь»

    Фестиваль «Зимний путь»

    В понедельник в Санкт-Петербурге открывается фестиваль камерной музыки «Зимний путь». Фестиваль совсем новенький, пронумерован первым

Реклама

«Персона – композитор»: Родион Щедрин


В начале января один праздник сменяет другой, впечатления чередуются, сплетаясь в причудливом калейдоскопе радостных событий. Мир классической музыки откликается самыми лучшими концертами, программы которых усиливают ощущения праздника. Вечером седьмого января, в светлый праздник христианского Рождества, в Камерном зале Московской филармонии состоялось редкое, уже поэтому ожидаемое музыкальное событие – концерт-встреча с композитором Родионом Щедриным.

Родион Константинович, с 1993 года проживающий в Мюнхене, – нечастый гость в столице. Однако интерес к его музыке в последнее время возрастает, что особенно ярко проявилось в столице северной – Санкт-Петербургский Мариинский театр в этом году откликнулся авторским абонементом из шести концертов, включающих постановку двух опер – «Мёртвые души» и «Очарованный странник», трёх балетов – «Конёк-Горбунок» и знаменитой «Кармен-сюиты». Шестым станет большой авторский концерт, программа которого пока не определена. В первом же концерте абонемента дадут концертную постановку «Мёртвых душ» – оперных сцен по роману Н.В. Гоголя в 3-х действиях, как определил жанр произведения автор. Премьера в Мариинке назначена на 5 февраля – мы расскажем подробнее об этом событии в региональном питерском выпуске.

Формат московского мероприятия, проходящего в рамках филармонического абонемента «Персона – композитор», предусматривал не только исполнение сочинений, но и непосредственное участие гостя в концертной программе. За вечер Родион Щедрин неоднократно поднимался на сцену, и не только для того, чтобы в рамках открытого интервью ответить на вопросы ведущего вечера Андрея Устинова, главного редактора «Музыкального обозрения». Композитор сам садился за рояль, поражая слушателей пианистической техникой и заряжая оптимизмом и молодостью души, бодростью и жизнелюбием. Несравненная Майя Михайловна Плисецкая, супруга Щедрина и его неизменная спутница, одним лишь присутствием сразу стала украшением вечера.

Отдельным подарком для слушателей камерного концерта стало наличие нескольких премьер в программе концерта. В первом отделении, целиком посвящённом фортепианному творчеству композитора, впервые в России прозвучали 7 экспромтов для фортепиано «Простые страницы» (2009), написанные по аналогии с «Детскими сценами» Р. Шумана. Их, наряду со Второй фортепианной сонатой, блестяще исполнила Екатерина Мечетина – пианистка, обладающая не только незаурядными техническими возможностями, но и огромной экспрессией, когда, например, её устами в финале «Страниц» «говорил политик». Со вторым номером семи экспромтов, «Незабытой Микаэлой», оказалась также связана забавная история, которой композитор с удовольствием поделился со всеми присутствующими. Щедрин – большой мастер жанровых, программных произведений, особенно ярких, когда они несут фольклорный и юмористический характер.

Во втором отделении главенствующая роль передалась камерно-инструментальным сочинениям, связанным, главным образом, с русской тематикой. Скрипка в руках у молодого виртуоза и друга композитора Никиты Борисоглебского превратилась в балалайку, академический настрой прозвучавших до этого «Дуэтов» сменился русской мечтательностью «на завалинке» и молодецкой удалью. «Очень по-русски», не преминул бы заметить иностранный рецензент, будь он в зале. Премьерой второго отделения стали «Старинные мелодии русских народных песен» для виолончели и фортепиано (2006), во время исполнения которых в помощь Борису Андрианову за рояль сел сам автор. В этом цикле из пяти пьес композитор использовал подлинные народные темы, которые не могли не затронуть даже самое закостенелое сердце столичных гостей. Тембр виолончели передавал и тембр человеческого голоса, и наигрыши старинных инструментов, а в сочетании с авторским звучанием рояля и вовсе преобразил атмосферу вечера, праздничным завершением которого стало исполнение «Трёх весёлых пьес для скрипки, виолончели и фортепиано». В них исполнители не только продемонстрировали чудеса виртуозности, такие, как например, двойной синхронный рикошет или глиссандо, но и пели, и даже играли на пультах для нот.

Фразой вечера стали брошенные в шутку слова Родиона Щедрина: «Уходя с концерта – не забудьте включить телефоны». Неудивительно, что о них забыли.

Обсудить на форуме

Категории : Персоны Ключевые слова:
Комментарий:
Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Труппа петербургского Малого драматического театра – Театра Европы в течение двух вечеров будет исполнять одну из самых знаменитых своих постановок – «Братья и сестры».

Показ сегодня и завтра приурочен к 30-летнему юбилею спектакля, а также к 95-летию писателя Федора Абрамова, по роману которого он поставлен.

Мы играли этот спектакль во многих странах Европы, Азии, Америки, и нас всегда по-особому трогала душевная отзывчивость зрителей. Они воспринимали историю жизни русской глубинки, как общечеловеческую драму, в которой отразились и их личные проблемы и переживания», – сказал художественный руководитель театра, народный артист России Лев Додин.

Спектакль был отмечен Государственной премией СССР и рядом зарубежных премий. Основатель и руководитель миланского «Пикколо-театра» Джорджо Стрелер назвал спектакль «Братья и сестры» одним из величайших спектаклей ХХ века, а английский режиссер Питер Брук признал актерский ансамбль «Братьев и сестер» лучшим в мире.

На этой работе Лев Додин отработал свою методику глубокого погружения в мир героев спектакля, отправившись вместе с труппой на родину Федора Абрамова – в деревню Веркола Архангельской области, где артисты познакомились с прототипами героев романа, освоили своеобразие их говора, приобщились к местному фольклору

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

9 октября 2010 года в Петербурге стартует новый международный музыкальный фестиваль «Планета Контрабас». В этом городе, где ежегодно проводится

Романтика семьи Шуман

Романтика семьи Шуман

6 августа 988 года Киевская Русь стала христианской.

RSS Feed: All Comments