This movie requires Flash Player 9
Анонсы событий
  • I Всероссийский музыкальный конкурс

    I Всероссийский музыкальный конкурс

    Министерство культуры Российской Федерации проводит в нынешнем году I Всероссийский музыкальный конкурс, который назван наследником Всесоюзного

Колонка Милы Ниловой
  • “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    Минувший сезон обогатил репертуар Мариинского театра произведением  одного из самых оперных композиторов ХХ века.   «Сон в летнюю ночь» Бенджамина  Бриттена венчает сказочно-фантастическую ветвь музыкального театра: в опере с очаровательными хорами эльфов, прекрасной Титанией и  неземным Обероном полновластно царит волшебство.  При этом Бриттен находит особый путь в сказочный мир: через линеарность и точный  расчёт, рождающий завораживающую […]

Колонка Антонины Ростовской
Опера и балет
Симфоническая музыка
Камерная музыка
Инструментальная музыка
  • Владимир Мищук – роман с Шопеном

    Владимир Мищук – роман с Шопеном

    В концертном сезоне 2009-2010 года петербургский пианист Владимир Мищук значительную часть своих концертов, – как сольных, так и с оркестрами

Вокальное искусство
  • «Вырастить голос, как цветок»

    «Вырастить голос, как цветок»

    Профессиональный уровень молодых вокалистов растет, сегодняшние выпускники консерваторий с легкостью справляются с задачами

Пресс-релизы

  • Фестиваль «Зимний путь»

    Фестиваль «Зимний путь»

    В понедельник в Санкт-Петербурге открывается фестиваль камерной музыки «Зимний путь». Фестиваль совсем новенький, пронумерован первым

Реклама

Конкурс Образцовой – десять дней вокала


Print

Бывает, что красивый тембр сочетается с грамотной фразировкой, вокальной техникой, раскрывающейся в интонировании эмоциональностью, дикции, мимике, жестах – эти качества позволяют считать пение хорошим. Гораздо реже уже звук настолько завладевает вниманием слушателя, что попытка оценки отдельных его свойств кажется кощунством – в нём изначально есть воля, он насыщен энергией произведения, будущими эмоциями. Так иногда поёт Олеся Петрова. Если переиначить поговорку «тон делает музыку» ,употребив «тон» в значении певческого звука, то она как нельзя лучше передаёт суть такого явления. На седьмом конкурсе к такому тону приблизились сопрано Наталья Петрожицая и баритон из Япорнии Терадо Коджи, а из исполнителей, приглашённых для участия в концертах – Тереза Романо и Динара Алиева.

В отличие от прошлого конкурса, в первом туре почти не было откровенно слабых выступлений – сказался предварительный отбор по видеозаписям. Однако меньше было и запоминающихся моментов. Конкурсанты в первом туре оказались в неравных условиях, что связано с разным уровнем концертмейстеров. Наряду с Анатолием Кузнецовым из Мариинского театра, который не просто обеспечивал уверенное и грамотное сопровождение, но стремился к созданию почти оркестрового звучания, в работе конкурса принимали участие пианисты, от которых не приходилось ждать поддержки ни в техническом, ни в чисто эмоциональном плане.

Не намного лучше обстояло дело и с оркестровым аккомпанементом – Академический симфонический оркестр филармонии «натерпелся» от итальянских дирижёров. Открытие конкурса 18 августа оставило удручающее впечатление: молодой дирижёр Кристиан Делизо не только не мог совладать с оркестром, но, казалось, вовсе не слушал солистов – в каденциях все гармонии ложились поперёк вокальной партии, порой заключительные аккорды появлялись, не дожидаясь окончания темы. Да и пение победителей первого конкурса не вдохновляло – ни ярких голосов, ни убедительных интерпретаций. Бледновато выступили солистки Мариинского театра Надежда Сердюк, с её чрезмерным дребезжанием голоса, и Екатерина Семенчук, которая, развлекая зал переигранными жестами в Хабанере, в самом пении не сумела передать характер музыки, обнаружив к тому же неровность кантилены. Айк Мартиросян был скучен. Тяжело и тоскливо прозвучала ария Далилы в исполнении Ирины Макаровой, не без унылого содействия оркестра; романс Сантуцци  получился гораздо лучше.

Самым достойным оказалось выступление Любови Петровой, которая, несмотря на столь неповоротливый аккомпанемент, героически выдержала две арии Клеопатры из оперы Генделя «Юлий Цезарь в Египте», продемонстрировав ясный, подвижный голос и осмысленное исполнение.

Концерт итальянских певцов – лауреатов международных конкурсов «Семь победителей» получился интересней – крепкое сопрано Терезы Романо с сочным низким регистром, которому могли бы позавидовать многие меццо, запомнилась драматической силой, эмоциональной убедительностью пения. Маттео Бельтрами, дирижировавший на этом концерте, выглядел немного уверенней своего коллеги, но на звучании оркестра это почти не сказалось, а в увертюре к «Кармен» группы оркестра просто не могли собраться, играя наперегонки. Гораздо более опытный дирижёр Джулио Карелла, руководивший оркестром на третьем туре и на закрытии, лучше чувствовал драматургию оперных сцен, и всё же сопровождение не стало опрятней.

Благополучней всего прошёл концерт «Оперные раритеты», в котором заявленного в программе, но дисквалифицированного после первого концерта Кристиана Делизо заменил вездесущий Фабио Мастранжело, чьи простые и естественные жесты были ясны и выразительны. Конечно, случались и шероховатости, но Мастранжело не просто создавал гибкий аккомпанемент, прекрасно чувствуя дыхание солистов, но сам излучал свет и жизнерадостность. Получилась интересная программа – от Порпоры до Бриттена. Оркестр исполнил искромётную увертюру к опере Россини «Сеньор Брускино», прозвучали арии для контртенора (возможно, голосу Робера Эспера не хватало наполненности, блеска, но исполнение было весьма убедительным), невероятно артистично спел буффонную арию Дона Базилио из «Севильского цирюльника» Паизиелло характерный бас-баритон Бруно Праттико. Лирико-драматический бас Методие Бужор исполнил очаровательную серенаду Мефистофеля из «Оуждения Фауста»Берлиоза. В ариях Пуччини на сцене блистала Динара Алиева, получившая вторую премию на прошлом конкурсе, которая заметно выросла за два года, вободней овладев верхними нотами и избавившись от лишних жестов при исполнении. Её пение доставило огромное удовольствие.

Конкурсная программа первого тура включала старинную арию, что не явилось сильной стороной ни для кого из участников, по крайней мере, среди финалистов. Наиболее ярко, энергично прозвучала ария Странника из «Торжествующей Юдифи» Вивальди в исполнении Анастасии Гагуа, не прошедшей во второй тур. Также обидно за Евгению Сотникову, которая показала гибкое и умелое владение нежным серебристым голосом, и чья тонкая интерпретация генделевской Клеопатры, исполненной в естественным темпе, с живыми и осмысленными паузам, – была, бесспорно, лучшей. Многие приберегали самые показательные арии для второго тура, но, вопреки ожиданиям, для продолжения вокального состязания из 82 отобрали всего 24 исполнителя.

У меццо-сопрано из Словении Моники Бохинеч, обладающей сильным голосом и сценической внешностью, просто не было конкурентов в своей категории. Её пению не хватило свободы, полётности – казалось, что голос раскрыт не до конца. Тем не менее, ария Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского получилась очень выразительной. Денис Закиров оказался единственным тенором уже на втором туре. Его глубоко лирический, проникновенный голос идеально подходит для русского репертуара, и ария Ленского на первом туре была необыкновенно трогательна. Однако в западной музыке ему не хватало твёрдости, уверенности движения – голос терял своё очарование.

По крайней мере ещё два тенора, выступившие в первом туре, могли составить серьёзную конкуренцию Закирову – Юрий Ковальчук из Украины и студент петербургской консерватории Али Магомедов, чей голос украсит любую итальянскую оперу. Не получил возможности продолжить борьбу молодой баритон из Казахстана Азамат Желтыргузов, а сопрано Елена Роткина, обладающая сильным и блестящим голосом, прошла только во второй тур. Солистка Михайловского театра Надежда Кучер как всегда продемонстрировала уверенное владение техникой, исполнив сложную каденцию в арии из «Сомнамбулы», при этом умело, осмысленно и драматически убедительно провела всю сцену. Неожиданно прозвучала в её исполнении ария Шемаханской царицы – получился европеизированный вариант русского востока. Непривычно подвижный темп со стремительными распевами. Такая интерпретация могла бы стать интересной, но вышло несколько суетливо. В более традиционном виде исполнила арию коллега  Надежды Светлана Мончак, которая позволила-таки насладиться томными распевами царицы. Однако в третий тур прошла только одна представительница петербургской школы – Вера Чеканова, неплохо выступившая ещё на прошлом конкурсе. Теперь она, так же уверенно спев нынешние три тура, получила заслуженную вторую премию.

В этом году лауреатами стали четыре баритона. Третье место поделили студенты Консерватории Алексей Лавров и Андрей Жилиховский, причём выступления обоих не были безупречными. Пение Лаврова нередко казалось напряжённым, в каватине Фигаро, которую он начал достаточно ярко, просто не хватило сил. Зато Жилиховскому, с его мягким, красиво переливающимся голосом, высокие ноты давались без труда. Казалось, он вообще не напрягался, почти напевал – ни энергии, ни ясного ощущения движения. На гала-концерте, однако, каватина Фигаро в его исполнении выглядела бледновато. Конечно, такого Фигаро, как Александр Стрюк из Украины, который блистал с этой арией на Шестом конкурсе, в этом году не было (хотя очень красиво спел каватину Филиппо Беттоски на концерте «Семь победителей»).

Третью премию присудили и японцу Тераде Коджи, который покорил всех исполнением арии Елецкого,а на закрытии подтвердил своё превосходство уверенным и благородным звучанием красивого (может быть чрезмерно вибрирующего) голоса, свободно летящего над оркестром, и вдумчивым, выразительным исполнением арии Макбета.

В третьем туре участники исполняли дуэты. В качестве партнёров выступили Станислав Леонтьев, Сергей Семишкур, который прекрасно спел герцога, обеспечив успех дуэту с Джильдой – Алевтиной Яровой. Партии Радамеса и Отелло исполнил сипловато-надорванным голосом Василий Спичко, дуэт Розины-Юлии Алексюк из Украины и Фигаро-Юрия Ивашова получился живым и задорным, но чересчур легкомысленным. Третий тур оказался неудачным для Марии Сёмочкиной, – единственной, кто представил в программе музыку ХХ века – виртуозную песню Кунегонды из «Кандида» Бернстайна. Сёмочкина также запомнилась блестящим исполнением вальса Джульетты из оперы Гуно; в третьем же туре  поэтичнейший дуэт из «Лакме» Делиба прозвучал грубовато и фальшиво, – в первую очередь по вине меццо-сопрано Ольги  Балашовой.

Больше повезло конкурсантом, кому в партнёры «досталась» солистка Михайловского театра  Мария Литке, которая появилась на сцене в четырёх дуэтах и со всеми справилась прекрасно. Её небольшой мягкий голос всегда был над оркестром, а чётко и осмысленно произносимый текст усиливал драматизм исполнения. Дуэт Бурденко и Литке (Сильвио и Недды из «Паяцев») стал лучшим ансамблем третьего тура.

Очередная победа Романа Бурденко не вызывает сомнений, в отличие от первого места, присуждённого Елене Гусевой. Она неплохо спела первые два тура ровным, объёмным звуком, сохраняя «округлость» голоса в верхнем регистре, однако очень не хватало эмоциональной подачи и ясного текста. Особенно это стало заметно в дуэте Татьяны и Онегина (Методие Бужор), когда экспрессивное пение Методие Бужора подчеркнуло равнодушие Татьяны, чей голос звучал пусто, а текст порой терял смысл. Вторую премию получила солистка Музыкального театра им.Станиславского и Немировича-Данченко Наталия Петрожицкая, чьё пение отличалось свободой владения голосом и драматической силой.

В этом году Гран-При не было присуждено, а на церемонии закрытия конкурса Елена Образцова обратила внимание на основные недочёты участников – неумение петь старинную музыку, плохое владение иностранными языками и неверно подобранный репертуар.

Конкурс молодых певцов всегда вызывает горячий интерес и собирает полные залы поклонников вокальной музыки, особенно если это Большой зал филармонии. В течение десяти дней каждый вечер здесь собирались знатоки и любители оперы в надежде открыть новые имена или поддержать своих фаворитов. И хотя специальные награды, в частности, приз зрительских симпатий, в этом году не присуждались, реакция зала после арии Леоноры из оперы «Сила судьбы» в исполнении Наталии Петрожицкой, затмившей всех остальных лауреатов на заключительном гала-концерте, стала лучшим свидетельством зрительского предпочтения.

Категории : Вокальное искусство Ключевые слова:
Комментарий:
Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Труппа петербургского Малого драматического театра – Театра Европы в течение двух вечеров будет исполнять одну из самых знаменитых своих постановок – «Братья и сестры».

Показ сегодня и завтра приурочен к 30-летнему юбилею спектакля, а также к 95-летию писателя Федора Абрамова, по роману которого он поставлен.

Мы играли этот спектакль во многих странах Европы, Азии, Америки, и нас всегда по-особому трогала душевная отзывчивость зрителей. Они воспринимали историю жизни русской глубинки, как общечеловеческую драму, в которой отразились и их личные проблемы и переживания», – сказал художественный руководитель театра, народный артист России Лев Додин.

Спектакль был отмечен Государственной премией СССР и рядом зарубежных премий. Основатель и руководитель миланского «Пикколо-театра» Джорджо Стрелер назвал спектакль «Братья и сестры» одним из величайших спектаклей ХХ века, а английский режиссер Питер Брук признал актерский ансамбль «Братьев и сестер» лучшим в мире.

На этой работе Лев Додин отработал свою методику глубокого погружения в мир героев спектакля, отправившись вместе с труппой на родину Федора Абрамова – в деревню Веркола Архангельской области, где артисты познакомились с прототипами героев романа, освоили своеобразие их говора, приобщились к местному фольклору

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

9 октября 2010 года в Петербурге стартует новый международный музыкальный фестиваль «Планета Контрабас». В этом городе, где ежегодно проводится

Романтика семьи Шуман

Романтика семьи Шуман

6 августа 988 года Киевская Русь стала христианской.

RSS Feed: All Comments