This movie requires Flash Player 9
Анонсы событий
  • I Всероссийский музыкальный конкурс

    I Всероссийский музыкальный конкурс

    Министерство культуры Российской Федерации проводит в нынешнем году I Всероссийский музыкальный конкурс, который назван наследником Всесоюзного

Колонка Милы Ниловой
  • “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    Минувший сезон обогатил репертуар Мариинского театра произведением  одного из самых оперных композиторов ХХ века.   «Сон в летнюю ночь» Бенджамина  Бриттена венчает сказочно-фантастическую ветвь музыкального театра: в опере с очаровательными хорами эльфов, прекрасной Титанией и  неземным Обероном полновластно царит волшебство.  При этом Бриттен находит особый путь в сказочный мир: через линеарность и точный  расчёт, рождающий завораживающую […]

Колонка Антонины Ростовской
Опера и балет
Симфоническая музыка
Камерная музыка
Инструментальная музыка
  • Владимир Мищук – роман с Шопеном

    Владимир Мищук – роман с Шопеном

    В концертном сезоне 2009-2010 года петербургский пианист Владимир Мищук значительную часть своих концертов, – как сольных, так и с оркестрами

Вокальное искусство
  • «Вырастить голос, как цветок»

    «Вырастить голос, как цветок»

    Профессиональный уровень молодых вокалистов растет, сегодняшние выпускники консерваторий с легкостью справляются с задачами

Пресс-релизы

  • Фестиваль «Зимний путь»

    Фестиваль «Зимний путь»

    В понедельник в Санкт-Петербурге открывается фестиваль камерной музыки «Зимний путь». Фестиваль совсем новенький, пронумерован первым

Реклама

Мариинка разразилась Гоголем


Print

Удивительная зависимость человека от чисел и дат нагляднее всего проявляется в праздновании юбилеев. Стоит кому-нибудь из великих «дождаться» круглой даты, наступает череда празднований и чествований – наследие гения Женитьба Гоголя в Мариинскомподхватываетволна популярности. Простодушная приверженность к круглым цифрам на деле оказывается полезным явлением – объять необъятное невозможно, а юбилей становится удобным поводом более основательно познакомиться с творчеством создателя.

Близится к завершению гоголевский год, а ведь музыкальный театр немало обязан юбиляру. Певучая малороссийская речь «Вечеров на хуторе близ Диканьки» так и просится на музыку Римского-Корсакова, великого сказочника русской оперы. Неожиданно острые в своей жизненности сюжеты особенно стали привлекать композиторов в ещё в XIX веке, после публикации оперы Мусоргского «Женитьба», написанной в 1868 году.

Из четырёх оперных театров Петербурга пока только Мариинский отреагировал на знаменитое двухсотлетие. Зато как отреагировал – со свойственным ему размахом весной 2009-го разразился «Гоголь-фестивалем», в результате которого к грандиозной постановке оперы Шостаковича «Нос»  добавилось ещё восемь спектаклей по Гоголю. На основной сцене был поставлен триптих одноактных опер молодых композиторов – в концертном зале – «Ночь перед Рождеством» и «Майская ночь» Римского -Корсакова, «Женитьба» и «Сорочинская ярмарка» Мусоргского и «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Банщикова.

«Облегчённые» концертные постановки опер на сцене Концертного зала пользуются неизменным успехом. Просто и очаровательно силами Академии молодых певцов была представлена «Майская ночь». В новогодне-сказочном оформлении предстала «Ночь перед Рождеством» с волшебными световыми эффектами. В один вечер идут неоконченная «Женитьба» и одноактная опера Банщикова по второй главе повести «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

Интерес представляет уже само сочетание этих опер, вернее живых и ярких сцен, выхваченных из произведений Гоголя и обретших музыкальный рельеф, особенно учитывая временной разрыв в сто лет (1868 – 1971). Удивительно, но музыкальное воплощение Мусоргского, революционное для своего времени – композитор использовал оригинальный прозаический текст, – достижение, которое стало традицией в ХХ веке, и сейчас воспринимается как радикальное и жёсткое решение. Даже рядом с оперой нашего современника, профессора Петербургской Консерватории Геннадия Банщикова. Конечно, продолжается линия «мелодии, творимой человеческой речью», выразительной декламации, заданная Мусоргским. Но опера Мусоргского – это острый музыкальный слог, афористичность и полная концентрация на гоголевском тексте, который в новых условиях становится ещё ярче. У Банщикова же очевидно движение к большему «омузыкаливанию», оркестровый комментарий здесь распространённей, вступление и инструментальные интермедии задают конкретный характер и настроение – его опера воспринимается как более традиционная. При этом пародийность, заложенная в самом названии «Опера о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», отражающем несоответствие сюжета жанру, развивается и в музыкальном воплощении – игре со стилевыми моделями, гротесковых преувеличениях. Наигранная драматизация по мере углубления ссоры к кульминационной точке – когда Иван Никифорович выгоняет бывшего друга, которой завершается опера, граничит с подлинным трагизмом.

Оперы поставлены в одном сценическом оформлении, аскетичном, что обусловлено условиями концертного зала, и в однотонно-чёрном цвете. И если для комнаты холостяка Подколесина из такое решение вполне подходяще, то сельский быт Ивана Ивановича и Ивана Никифоровича никак не проявился – действие развернулось в той же комнате Подколесина. С другой стороны, чёрная сцена стала объединяющим элементом для разных жизненных ситуаций, одинаковых в своей нелепости.

Не может не радовать молодёжный состав исполнителей, ловко справляющихся с характерными ролями, особенно бас Юрий Воробьёв (Подколесин), запомнившийся ещё по Кухарочке в опере Прокофьева «Любовь к трём апелсинам». Остаётся воздать честь и хвалу Мариинскому театру, у которого есть возможность и желание обогащать репертуар заведомо «нерепертуарными» спектаклями – операми современных композиторов и экспериментами гениев прошлого.

Категории : Опера и балет Ключевые слова: , ,
Комментарий:
Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Труппа петербургского Малого драматического театра – Театра Европы в течение двух вечеров будет исполнять одну из самых знаменитых своих постановок – «Братья и сестры».

Показ сегодня и завтра приурочен к 30-летнему юбилею спектакля, а также к 95-летию писателя Федора Абрамова, по роману которого он поставлен.

Мы играли этот спектакль во многих странах Европы, Азии, Америки, и нас всегда по-особому трогала душевная отзывчивость зрителей. Они воспринимали историю жизни русской глубинки, как общечеловеческую драму, в которой отразились и их личные проблемы и переживания», – сказал художественный руководитель театра, народный артист России Лев Додин.

Спектакль был отмечен Государственной премией СССР и рядом зарубежных премий. Основатель и руководитель миланского «Пикколо-театра» Джорджо Стрелер назвал спектакль «Братья и сестры» одним из величайших спектаклей ХХ века, а английский режиссер Питер Брук признал актерский ансамбль «Братьев и сестер» лучшим в мире.

На этой работе Лев Додин отработал свою методику глубокого погружения в мир героев спектакля, отправившись вместе с труппой на родину Федора Абрамова – в деревню Веркола Архангельской области, где артисты познакомились с прототипами героев романа, освоили своеобразие их говора, приобщились к местному фольклору

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

9 октября 2010 года в Петербурге стартует новый международный музыкальный фестиваль «Планета Контрабас». В этом городе, где ежегодно проводится

Романтика семьи Шуман

Романтика семьи Шуман

6 августа 988 года Киевская Русь стала христианской.

RSS Feed: All Comments