This movie requires Flash Player 9
Анонсы событий
  • I Всероссийский музыкальный конкурс

    I Всероссийский музыкальный конкурс

    Министерство культуры Российской Федерации проводит в нынешнем году I Всероссийский музыкальный конкурс, который назван наследником Всесоюзного

Колонка Милы Ниловой
  • “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    Минувший сезон обогатил репертуар Мариинского театра произведением  одного из самых оперных композиторов ХХ века.   «Сон в летнюю ночь» Бенджамина  Бриттена венчает сказочно-фантастическую ветвь музыкального театра: в опере с очаровательными хорами эльфов, прекрасной Титанией и  неземным Обероном полновластно царит волшебство.  При этом Бриттен находит особый путь в сказочный мир: через линеарность и точный  расчёт, рождающий завораживающую […]

Колонка Антонины Ростовской
Опера и балет
Симфоническая музыка
Камерная музыка
Инструментальная музыка
  • Владимир Мищук – роман с Шопеном

    Владимир Мищук – роман с Шопеном

    В концертном сезоне 2009-2010 года петербургский пианист Владимир Мищук значительную часть своих концертов, – как сольных, так и с оркестрами

Вокальное искусство
  • «Вырастить голос, как цветок»

    «Вырастить голос, как цветок»

    Профессиональный уровень молодых вокалистов растет, сегодняшние выпускники консерваторий с легкостью справляются с задачами

Пресс-релизы

  • Фестиваль «Зимний путь»

    Фестиваль «Зимний путь»

    В понедельник в Санкт-Петербурге открывается фестиваль камерной музыки «Зимний путь». Фестиваль совсем новенький, пронумерован первым

Реклама

«Поющий мир» – 2009


Print

В очередной раз первые дни августа – время относительного затишья в концертной жизни города, украсил один из самых демократичных хоровых фестивалей, «Поющий мир». Этот относительно молодой форум, существующий с 2003 года, с каждым разом всё больше оправдывает своё название – его правилами не предусмотрены какие-либо ограничения для Поющий мир-2009участников – возрастные, профессиональные или географические. Всем желающим предоставляется право показать себя в петербургских залах, основным из которых является Кафедральный Собор св. Петра и Павла на Невском. Торжественное закрытие традиционно проходит в Капелле.

Хоровым марафон «Поющего мира» открылся в Петрикирхе: 28 коллективов выступили в один вечер, мгновенно сменяя друг друга на сцене – настолько тщательно всё было организовано. Наибольшее впечатление оставило исполнение фестивального гимна сводным хором из 500 человек под управлением автора и руководителя «Поющего мира».

В седьмом фестивале приняли участие более 30 коллективов: если в прошлые годы основную часть поющих составляли петербургские и зарубежные хоры, то в этот раз на фестиваль приехали хоры и ансамбли из 14 городов и областей России – от Полярных Зорь до Улан-Уде. Впервые в этом фестивале участвовали и московские ансамбли.

В пятый раз в рамках фестиваля прошёл конкурс по трём категориям – однородные хоры, смешанные хоры и вокальные ансамбли, которых оценивало жюри под председательством зав.кафедрой хорового дирижирования Санкт-Петербургской Консерватории профессора Успенского, в состав которого вошли художественный руководитель Петербургского Камерного Хора Николай Корнев, профессор Консерватории Геннадий Белов, а также специалисты из Италии, Франции и Норвегии.

Претенденты на победу определились уже на концерте-открытии: детско-юношеская хоровая капелла «Школьные годы» из Симферополя и молодёжный хор «Пермоник» из Чехии – два коллектива с богатой историей, равные по составу и уровню технической оснащённости, представляющие разные хоровые традиции. «Пермоник» (художественный руководитель – Ева Сейнерова) продемонстрировал европейскую манеру пения немного выхолощенным звуком, когда высокий и низкий регистры унифицируются, что позволяет добиваться идеального ансамбля и строя. Однако конкурсная программа из произведений современных чешских композиторов, изощрённых в техническом плане, но малоинтересных с художественной стороны, не вызвала расположение публики. Чего нельзя сказать об украинском хоре девочек – звучание этого коллектива под руководством Виктора Заславского отличается богатством и разнообразием тембровых красок, лирической напевностью, что так характерно для русской хоровой культуры. Кроме того, программа была исполнена с настоящим мастерством и необыкновенной теплотой.

Из Украины уже не в первый раз приезжают интересные хоры с хорошей подготовкой и замечательными голосами. С большим успехом проходили выступления Хоровой капеллы мальчиков и юношей «Звоночек» из Киева под управлением Рубена Толмачёва, а одним из обладателей Гран-при стал Камерный хор «Винница» под руководством Виталия Газинского.

В этом году высшую награду завоевал мужской хор «Благовест» из Суздаля, художественный руководитель и автор оригинальных сочинений – Лев Панкратов. Это высокопрофессиональный коллектив, который отличается хорошим ансамблем и стройностью, монолитностью звучания.

В конкурсе участвовало всего 4 смешанных хора, так что у Капеллы «Аура» (Новокуйбышевск, дирижёр Александр Пахомов), выступление которой оказалось наиболее академичным и серьёзным, просто не было конкурентов. Но сердца публики завоевал итальянский хор «Амарканто», артисты которого превосходно исполнили настоящие итальянские народные песни, аккомпанируя себе на гитарах, скрипке, бубнах и кастаньетах, при этом на сцене держались они просто и скромно, а голоса звучали так искренне и тепло, что даже «Богородице дево» Рахманинова на ломаном русском прозвучало трогательно. «Амарканто» по праву получил приз зрительских симпатий.

Лучшим вокальным ансамблем был признан петербургский квинтет «Акварель», все участницы которого –
профессиональные певицы, которые безукоризненно исполнили свою программу на конкурсе, и даже переложение на женский ансамбль смешанного хора Калинникова «Нам звёзды кроткие сияли»” оказалось убедительным – заложенная в музыке романсовость обнажилась и зазвучала пронзительней. Дополнительный эффект создавали оригинальные расстановки артисток ансамбля и элементы сценического движения, благодаря которым полнее раскрывался характер каждого произведения, превращённого в миниатюрный спектакль. Но при обращении к эстрадно-джазовой манере (обработка «Песенки о морском дьяволе» Петрова) очарование Акварели» исчезало.

В целом седьмой фестиваль показал не слишком высокий уровень подготовки участников, подавляющее большинство которых – любительские коллективы, организованные при школах, училищах и университетах. С одной стороны, такой расклад обнадёживает–значит хоровое дело востребовано, есть творческие, увлечённые люди. К сожалению, многие самодеятельные коллективы не справлялись с конкурсной программой, либо представляли произведения, не соответствующие требованиям. Самое печальное – непрофессионализм, а порой элементарное отсутствие вкуса в ансамблях, состоящих из преподавателей музыкальных школ…

Кроме того, много было коллективов численностью 10-15 человек, т.н. хоровых ансамблей, женских или смешанных, но с преобладанием женских голосов – такими составами сложнее добиться хорошего ансамбля и качественного звучания. Из всех «расширенных» ансамблей достойно выступили только два -московская «Мелопея» и «Кантабиле» из Вологодской области (этот смешанный коллектив на базе ДШИ посёлка Кадуй по уровню намного превосходил подобные ансамбли из больших городов, в том числе Москвы). Но почти всем ансамблям не хватало силы звука, наполненности, не говоря уж о яркости интерпретаций. На таком фоне поставленные голоса, уверенность и исполнительская свобода девушек из «Акварели» воспринимались как подарок.

Концерт из произведений петербургских композиторов, который прошёл в Малом зале им. Глазунова, также не оправдал ожиданий, что и здесь объясняется недостаточной подготовкой большинства участников фестиваля, которым, к примеру, были бы не под силу сочинения петербургского классика современной хоровой музыки Дмитрия Смирнова. За исключением нескольких оригинальных произведений Королёва, Екимова и Дубравина, исполнялись в основном переложения и обработки, порой опошляющие оригинал обилием эстрадно-джазовых штампов (таковы, например,»Конь» Матвиенко и «Оренбургский пуховый платок» Пономаренко в обработках Дубравина).

Огромную программу на этом концерте представил Оренбургский муниципальный камерный хор под управлением Ольги Серебрийской – профессиональный коллектив с большими возможностями, чьи интерпретации казались порой прямолинейными и однообразными. Выступление хора завершилось «мировой премьерой» поэмы Дубравина для смешанного хора «О России, которая могла запомниться разве что чрезмерным патриотическим пафосом . Правда на этом же концерте звучали и замечательные песни Дубравина, ярко исполненные детским хором челябинской хоровой студии “Радуга” под руководством Раисы Юковой.

Самым интересным событием вечера стало исполнение женским хором «Ариг Ус» трёх частей из кантаты А. Королёва «Посвящение Спасу на реке Селенге»,написанной специально для этого коллектива в 1989 году и до сих пор не исполнявшейся в Петербурге. Жаль,что хор «Ариг Ус» (художественный руководитель – Дарья Хрущёва) не принял участие в конкурсе, ведь несмотря на то, что поют там люди разных специальностей, по качеству звука это вполне профессиональный коллектив с оригинальным репертуаром, включающим бурятские песни, одна из которых и была исполнена на открытии.

И всё-таки, сам конкурс – далеко не главное в этом фестивале. Важнее, что «Поющий мир» – прежде всего праздник для любителей хорового искусства, который с каждым годом собирает всё больше друзей на сцене и в зрительских рядах.

Категории : Вокальное искусство Ключевые слова:
Комментарий:
Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Труппа петербургского Малого драматического театра – Театра Европы в течение двух вечеров будет исполнять одну из самых знаменитых своих постановок – «Братья и сестры».

Показ сегодня и завтра приурочен к 30-летнему юбилею спектакля, а также к 95-летию писателя Федора Абрамова, по роману которого он поставлен.

Мы играли этот спектакль во многих странах Европы, Азии, Америки, и нас всегда по-особому трогала душевная отзывчивость зрителей. Они воспринимали историю жизни русской глубинки, как общечеловеческую драму, в которой отразились и их личные проблемы и переживания», – сказал художественный руководитель театра, народный артист России Лев Додин.

Спектакль был отмечен Государственной премией СССР и рядом зарубежных премий. Основатель и руководитель миланского «Пикколо-театра» Джорджо Стрелер назвал спектакль «Братья и сестры» одним из величайших спектаклей ХХ века, а английский режиссер Питер Брук признал актерский ансамбль «Братьев и сестер» лучшим в мире.

На этой работе Лев Додин отработал свою методику глубокого погружения в мир героев спектакля, отправившись вместе с труппой на родину Федора Абрамова – в деревню Веркола Архангельской области, где артисты познакомились с прототипами героев романа, освоили своеобразие их говора, приобщились к местному фольклору

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

9 октября 2010 года в Петербурге стартует новый международный музыкальный фестиваль «Планета Контрабас». В этом городе, где ежегодно проводится

Романтика семьи Шуман

Романтика семьи Шуман

6 августа 988 года Киевская Русь стала христианской.

RSS Feed: All Comments