This movie requires Flash Player 9
Анонсы событий
  • I Всероссийский музыкальный конкурс

    I Всероссийский музыкальный конкурс

    Министерство культуры Российской Федерации проводит в нынешнем году I Всероссийский музыкальный конкурс, который назван наследником Всесоюзного

Колонка Милы Ниловой
  • “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    “Сон в летнюю ночь” в Мариинском

    Минувший сезон обогатил репертуар Мариинского театра произведением  одного из самых оперных композиторов ХХ века.   «Сон в летнюю ночь» Бенджамина  Бриттена венчает сказочно-фантастическую ветвь музыкального театра: в опере с очаровательными хорами эльфов, прекрасной Титанией и  неземным Обероном полновластно царит волшебство.  При этом Бриттен находит особый путь в сказочный мир: через линеарность и точный  расчёт, рождающий завораживающую […]

Колонка Антонины Ростовской
Опера и балет
Симфоническая музыка
Камерная музыка
Инструментальная музыка
  • Владимир Мищук – роман с Шопеном

    Владимир Мищук – роман с Шопеном

    В концертном сезоне 2009-2010 года петербургский пианист Владимир Мищук значительную часть своих концертов, – как сольных, так и с оркестрами

Вокальное искусство
  • «Вырастить голос, как цветок»

    «Вырастить голос, как цветок»

    Профессиональный уровень молодых вокалистов растет, сегодняшние выпускники консерваторий с легкостью справляются с задачами

Пресс-релизы

  • Фестиваль «Зимний путь»

    Фестиваль «Зимний путь»

    В понедельник в Санкт-Петербурге открывается фестиваль камерной музыки «Зимний путь». Фестиваль совсем новенький, пронумерован первым

Реклама

Семён Бычков: «Люблю Петербург. Это никуда не уходит»


Русский эмигрант Семён Бычков до сих пор редко бывает на родине, в Санкт-Петербурге. Выпускник Ленинградской консерватории, ученик Мусина, он уехал в США в 1975-м, через два года после того как завоевал первую премию на конкурсе дирижёров им. Рахманинова. Казалось бы, победа открывает блестящую карьеру дома, но молодой дирижёр, не чувствуя востребованность, принимает непростое решение покинуть родину. semen-bychkovНужно понимать, что значило подобное решение. Это сейчас успешные русские музыканты живут одновременно в московской и женевской квартирах, гастролируют по всему миру, не задумываясь о гражданстве. В 70-е уезжали навсегда. Отъезд за границу был решением драматическим, эмоциональный след которого заметен даже сейчас, спустя тридцать с лишним лет. Судьба людей, принявших в своей жизни подобные поворотные решения, всегда сложнее – тем интереснее пообщаться с человеком, который не потерял себя, состоялся как музыкант, имеет определённое влияние в современной музыкальной жизни, занимая ответственный пост главного дирижёра Симфонического оркестра Западногерманского радио в Кёльне.

Семён Бычков начал брифинг сам, и минут двадцать журналисты не задали ни одного вопроса – всё, что она рассказывал, было настолько важно, что вопросы какое-то время были излишними. Он интересен, эмоционален, эрудирован, и бесконечно предан своему делу. Он из тех, кто искренне благодарен жизни, а это качество немногих, даже весьма успешных людей. Дирижёр первым делом сказал добрые слова своём педагоге – 6 июня, по странному совпадению, исполнилось ровно десять лет со дня смерти Ильи Александровича Мусина. «В этот день, когда мы о нём думаем, я дирижирую оркестром в России. И внутренне посвящаю концерт своему педагогу» – трогательно сказал Бычков.

У каждого оркестра своё лицо, свой особый звук. Коллективы, которые уже выступили на Фестивале оркестров мира, тоже ярко индивидуальны – перепутать их звучание невозможно. Безусловно налагает отпечаток и то, для кого и где проходят выступления – оперный оркестр имеет свою специфику, фестивальный оркестр, оркестр кинематографии или филармонический коллектив – тоже. Издание Classica.FM интересовали особенности оркестра, который работает на радио. Такие особенности действительно есть, и они существенны. Оркестр WDR много записывает на студии, проводя в ней не меньше времени, чем на концертах. Исполнение в зале всегда придаёт новую эмоциональную окраску, которой нет ни на репетициях, ни в студии – энергия идёт от слушателей. В студии же нет такой обратной связи, нет зрителей – на их месте стоят микрофоны, и поэтому музыканты привыкли даже на репетициях играть с полным накалом. Многие выдающиеся дирижёры, в том числе Геннадий Рождественский, не приемлют такой подход, считая, что требование играть на репетициях так же, как на исполнении, «убивают» его. Оркестр Западногерманского радио, по-видимому, исключение – выработанная способность видеть зрителей в закрытой студии, на том месте, где стоят микрофоны, позволяет достигать при записи такого же эмоционального подъёма, как в концертном зале.

Будь у этого интервью больше времени, оно перешло бы в беседу, которую трудно завершить – любая тема вызывает у Бычкова отклик, была в своё время продумана, пережита, осознана им. Вопрос журналиста о том, с какой оркестровке он предпочитает исполнять «Бориса Годунова» спровоцировал вполне серьёзный музыковедческий разговор о Мусоргском как новаторе, который, по мнению маэстро, открыл заново речитатив в опере. Бычков верит в оригинальную оркестровку самого Мусоргского, которую не принимали даже современники, в том числе непревзойдённый мастер инструментовки Римский-Корсаков. Действительно, при том техническом уровне подготовки оркестрантов, с их инструментами, оркестровое полотно должно было звучать плохо. Николай Александрович выправил партитуру, но Мусоргский-то слышал внутри себя не то, как это может быть исполнено в его время, а как это должно звучать. Увидеть и воплотить это сейчас, открыв заново исходный замысел автора – это делают немногие дирижёры.

«Нужно знать язык культуры, чтобы понимать язык композитора», считает Семён Бычков. Он не согласен, что люди разных национальностей не могут до конца понимать музыкальный язык другой культуры. Сейчас, когда информационные возможности возросли многократно, когда творческие контакты как никогда способствуют взаимопроникновению разных культур, сами эти культуры сохраняют самобытность и даже укрепляются в ней. Тем не менее, немецкий оркестр способен играть русскую музыку – всё зависит от желания музыкантов проникнуть в материал, понять его, убеждён Бычков. У музыкантов оркестра WDR такое желание есть. Одна из особенностей оркестра – быть «хамелеоном», мгновенно перевоплощаться, играть Штрауса не так, как Шумана.

Это старый коллектив со сложившимися традициями. Музыканты не увольняются из оркестра сами и их не увольняют – из оркестра уходят только на пенсию. Попасть в коллектив очень сложно – за нового музыканта голосует весь оркестр, испытательный срок составляет год и случается, что новичку через год предлагается покинуть коллектив. «Они любят работать. Они не обижаются на критику. Музыкант может огорчиться после замечания в свой адрес, и это значит только то, что он раздосадован из-за своего промаха» – рассказывает Бычков. Коллектив и дирижёра объединяет одно – качество музыки.

Бычков не сетует по поводу отсутствия новых ярких композиторов. Он сочувствует новым авторам: «Вы подумайте, как им трудно писать после Шостаковича, к примеру. Ведь каждый новый автор должен вскарабкаться на плечи предшественников! Каково было современникам Стравинского, когда тот написал «Весну священную», «Петрушку», «Жар-птицу»?

Карьера Бычкова сложилась. Он уважаем и востребован – в остальном мире. В остальном, поскольку в России, кажется, по-прежнему нет. Короткий вопрос журналиста: «Почему не дирижируете оркестрами в России?» Такой же короткий ответ: «Трудный вопрос…» И после паузы: «Когда пригласят, тогда приеду…» Он горд, что жил в одно время с Шостаковичем. Он явно скучает по родине. «Очень люблю Петербург. Это же никуда не уходит…»

Есть известное наблюдение, сказанное когда-то валторнистом Мюнхенской оперы Францем Штраусом своему сыну, начинающему дирижёру и композитору Рихарду Штраусу – опытные оркестровые музыканты делают вывод, справится ли с коллективом новый дирижёр за то время, пока тот идёт к дирижёрскому пульту. По шагам. Нетрудно понять, что он имеет ввиду. По окончании брифинга, по тому, что услышал от дирижёра, я твёрдо знал, что оркестр Семёна Бычкова нужно слушать, что требовательный слушатель не будет разочарован.

Евгений Бойко

Категории : Персоны Ключевые слова:
Комментарий:
Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» отметил 30-летие в Петербурге

Труппа петербургского Малого драматического театра – Театра Европы в течение двух вечеров будет исполнять одну из самых знаменитых своих постановок – «Братья и сестры».

Показ сегодня и завтра приурочен к 30-летнему юбилею спектакля, а также к 95-летию писателя Федора Абрамова, по роману которого он поставлен.

Мы играли этот спектакль во многих странах Европы, Азии, Америки, и нас всегда по-особому трогала душевная отзывчивость зрителей. Они воспринимали историю жизни русской глубинки, как общечеловеческую драму, в которой отразились и их личные проблемы и переживания», – сказал художественный руководитель театра, народный артист России Лев Додин.

Спектакль был отмечен Государственной премией СССР и рядом зарубежных премий. Основатель и руководитель миланского «Пикколо-театра» Джорджо Стрелер назвал спектакль «Братья и сестры» одним из величайших спектаклей ХХ века, а английский режиссер Питер Брук признал актерский ансамбль «Братьев и сестер» лучшим в мире.

На этой работе Лев Додин отработал свою методику глубокого погружения в мир героев спектакля, отправившись вместе с труппой на родину Федора Абрамова – в деревню Веркола Архангельской области, где артисты познакомились с прототипами героев романа, освоили своеобразие их говора, приобщились к местному фольклору

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

«Планета Контрабас» открыта в Петербурге

9 октября 2010 года в Петербурге стартует новый международный музыкальный фестиваль «Планета Контрабас». В этом городе, где ежегодно проводится

Романтика семьи Шуман

Романтика семьи Шуман

6 августа 988 года Киевская Русь стала христианской.

RSS Feed: All Comments